Как оформить франшизу по микрозаймам

При правильной организации, качественно осуществленным рекламным мерам микрофинансирование становится прибыльным бизнесом. Франшизы микрозаймов выгодны обеим сторонам: предприниматель начинает деятельность без особых вложений, а партнерская МФК получает от него роялти. Одновременно раскручивается ее бренд. Бизнесмен за определенную плату получает всю базу под свою деятельность, а в некоторых случаях и часть клиентов.

Определение, характерные черты

Предприятия уже уверено чувствующие себя, имеющие стабильный доход, зачастую не имеют возможности выделять оборотные средства на расширение деятельности. Выходом из ситуации является франшиза.

Она представляет собой продажу права на использование интеллектуальной собственности.

На рынке существуют кредиторы, давно заработавшие себе стабильную доходность. Почему бы новым организациям не использовать их раскрученную репутацию, заплатив за уже известное название, логотип, а также за скоринг или другие функции.

Начинающая МФК покупает (арендует) бренд уже успешной крупной компании и действует под ее названием – это краткая суть рассматриваемого понятия.

Между начинающим бизнесменом и микрофинансовой организацией заключается письменный договор, согласно которому он кредитует заемщиков от имени франчайзера. Кроме того, он обязан придерживаться политики партнера, поведению на рынке, имиджевых правил.

Примеры МФК-франчайзеров

Проще всего не заниматься бизнесом, а наспех сколотить сервис и продавать права, получая взносы, поэтому на рынке много некомпетентных организаций. Соответственно, сотрудничая с ними успехов достичь сложно, а также есть риск, что плоды работы присвоит партнер после окончания срока договора.

С другой стороны, старший компаньон вправе требовать от другой компании наличие опыта работы, а также компетентности в сфере кредитования, таким образом, защищая свою репутацию.

Примерный перечень услуг надежного компаньона, которые он предлагает взамен на взносы (первоначальный, ежемесячные) своим партнерам:

  1. старт деятельности без хлопотной процедуры регистрации фирмы;
  2. права на использование торговой марки;
  3. помощь консультантов;
  4. техническую поддержку;
  5. рекламу.

Платежи партнера являются платой за доступ к ресурсам, бренду, необходимыми услугами.

Примеры нескольких более или менее надежных компаний представлены в таблице ниже:

Компания Начальный взнос, руб. Период, годы Ставка (плата за пользование), % в год Особые примечания
Кредито-24 10 000 – 60 000 3 – 15 до 36 Опыт получателя в сфере от 1 года.
Займер 12 000 – 50 000 5 – 18 до 48 Допускается прекращение договора по взаимному согласию досрочно.
Честное слово 15 000 – 45 000 3 – 20 до 35 При успешном сотрудничестве возможно переоформление на более выгодных условиях.
Вивус 10 000 – 65 000 2 – 25 до 28 Возможен разрыв сделки по инициативе одной из сторон
СМС финанс 14 000 – 75 000 1 – 25 до 45 Сумма платежей может быть пересмотрена в сторону снижения.


Следующие компании не требуют первоначального взноса при наличии некоторых условий:

  1. Vivus: срок 15 лет, 25%, разрыв договора в любое время;
  2. One Click Money: 10 лет, 46%, пролонгация, уменьшение процентов;
  3. Money Man: 10 лет, 25%, партнер должен иметь опыт работы.

Стоит также обратить внимание на «Фаст-мани».

Основы выбора франшизы микрозаймов

Не желательно начинать сотрудничество, если наблюдаются такие признаки:

  1. при анализе списка купивших услугу оказывается, что большинство франчайзи потерпели неудачу;
  2. количество проданных услуг небольшое;
  3. не налажен сервис оценки платежеспособности заемщиков (например, заявленный показатель 4,2%, а на самом деле 40 – 60%);
  4. нет обучения партнера на практике: дают почитать только краткий спецкурс;
  5. недоработанное программное обеспечение (много жалоб поступило на Archicredit, уникализированный 1С)

Признаки надежных компаний:

  1. качественный сервис проверки заемщиков (скоринг-программы, запросы в реестры имущества, налоговую);
  2. наличие собственной службы взыскания (не только СМС, телефонные звонки, но и бригада для выезда);
  3. есть услуга помощи по подбору офиса;
  4. обучение, подбор персонала;
  5. за паушальный взнос покупатель должен получить реальные, эффективные услуги, оборудование, ресурсы. Это должно быть дешевле, чем при самостоятельной покупке;
  6. гарантии, софинансирование. Не обязательные признаки, но успешные компании зачастую выкупают грязные портфели заемщиков или предоставляют финансовую помощь младшим партнерам;
  7. позитивные реальные, а не рекламные отзывы.

Видео: Перспективный бизнес

Условия

Продавец предоставляет:

  1. право использовать марку, ресурсы, ПО;
  2. консультации, техподдержка, реклама;
  3. бухгалтерские расчеты;
  4. юридическую поддержку;
  5. помощь в принудительном взыскании;
  6. другие вспомогательные функции.

Покупатель обязан:

  1. внести первоначальный взнос (в среднем 100 тыс.);
  2. выплачивать роялти. Стандартно – около от 15% заработанного ежемесячно;
  3. иметь резерв (собственный капитал) около 1 млн руб. под займы.

Условия могут зависеть от числа открытых предпринимателем точек, объема выручки, оборотных средств.

Общая схема работы

Чтобы начать деятельность гражданин должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или создать ООО.

В процессе работы старший партнер следит за тем, соблюдает ли новичок правила, получая от него ежемесячные взносы за право получения прибыли, пользование брендом, технологий. Эти платежи называются роялти. Начинающий бизнесмен должен обладать собственным капиталом.

Как открыть

При наличии у МФО услуги по продажу франшиз на ее сайте содержаться различные варианты пакетных предложений для франчайзи. В них входят разнообразные наборы опций для начинающих или опытных предприятий, а также различные опции под планы покупателя и его возможности.

Стоимость отличается в зависимости от того, открывается одно точка или несколько. Если бизнесмен хочет охватить несколько обширных районов при выдаче кредитов, то соответственно это будет стоить дороже.

Этапы открытия:

  1. регистрация юридического лица (ИП или лучше ООО);
  2. получение разрешений, согласование с Минфином: подается свидетельство о регистрации, учредительные документы. Через две недели фирма вносится в реестр и обретает право выдавать микрозаймы до 1 млн руб.;
  3. подбор партнера. Нужно учитывать, что не каждая компания занимается такой деятельностью. В то же время, на рынке есть игроки, для которых это (продажа франшиз) является основным видом деятельности;
  4. направление заявки на покупку. Это можно сделать онлайн на сайтах МФК;
  5. подача запрашиваемых документов;
  6. после позитивного решение оговариваются параметры и подписывается договор. Стандартным условием сделки является внесение предпринимателем первоначального взноса.

Требования, параметры покупки и договора

Опции сделки такие:

  1. податель обладает конкретной интеллектуальной собственностью. Он продает получателю право на ее использование;
  2. покупатель направляет подателю запрос на покупку;
  3. сторонами взаимно предоставляются все необходимые документы для грамотного заключения договора;
  4. податель должен официально подтвердить передачу прав;
  5. ответственность за неправильное использование переданных прав, нанесение ущерба репутации и подобное оговаривается в соглашении;
  6. деятельность сторон регламентируется только письменным соглашением;
  7. податель принимает непосредственную участь в деятельности организации, имеет к ней доступ;
  8. ответственность за новую компанию несет получатель, он же руководит ею, но он также должен соблюдать правила деятельности, принятые старшим компаньоном;
  9. все вопросы между сторонами решаются по предварительной договоренности;
  10. офисы новых МФК должны располагаться на административных территориях с населением от 20 тыс.;
  11. выплата начального взноса и роялти происходит точно в назначенные сроки, согласно графику в договоре.

Документы

Документация для заключения договора состоит из таких пунктов:

  1. заявка на получение услуги;
  2. регистрационные, правоустанавливающие документы претендента;
  3. налоговая отчетность за период, указанный продавцом;
  4. паспорт, ИНН, идентификационные документы директора новой организации;
  5. список сотрудников;
  6. счета, финансовые документы.

Проценты, сроки, выплаты

Стандартные показатели такие:

  1. размер процентов варьируется от 25 до 48% годовых;
  2. сроки – от 2 до 30 лет;
  3. варианты выплат: начальный взнос с регулярными роялти или единоразовым платежом. Деньги переводятся любыми способами: с расчетных счетов, с электронного кошелька, регулярными выплатами с банковских карт.

Если бизнес успешный и предприниматель чувствует себя уверенно, он может после окончания сроков или досрочного разрыва договора открыть свои собственные точки по микрозаймам. Располагая клиентским портфелем и своими наработками, это сделать будет намного легче.

Достоинства франшизы в быстром старте и маленьких вложениях, в возможности работы под руководством опытных игроков на рынке, максимально простая схема открытия, помощь от старшего партнера, использование его ресурсов. Минусы: высокие отчисления роялти, постоянный контроль второй стороны, зависимость от франчайзера и его финансовых проблем.