Что такое тендерный займ?

Большинство закупок, которые проводят государственные органы и крупные компании как с государственным участием, так и без него, проводятся на тендерах или конкурсах с заранее установленными правилами участия. Победить на этих конкурсах может поставщик, который предложит наиболее выгодные условия.

Но чтобы зарегистрироваться на тендере, компания, надеющаяся его выиграть, должна сделать определенный взнос. Он обычно составляет 5% предполагаемой стоимости контракта, хотя закупщик может установить и минимальный порог – 0,5%. Если предполагаемый поставщик не хочет выводить деньги из оборота, себе на помощь он привлекает банковское финансирование.

Определение

Ответ на вопрос, что это такое, не надо искать в законодательстве, ответ дается в программах кредитования любого крупного банка.

Тендерный займ – это сделка с кредитным учреждением, по которой юридическое лицо получает целевой заем, направленный строго на уплату тендерного взноса.

Средства перечисляются на счет, указанный закупщиком в тендерной документации. Привлечь средства можно как у банка в виде кредита, так и у микрофинансовой организации и у любой инвестиционной группы, специализирующейся на обслуживании участников торгов.

Эти участники рынка вправе предоставлять только займы. Так как кредит является одной из форм займа, они регулируются схожими нормами и правилами.

Основные характеристики

Финансирование  участия в электронных торгах имеет определенные отличия от иных форм кредитования:

Целевое назначение Получатель Сроки Иные условия
На внесения залога или на выполнение обязательств по контрактам. От компании могут потребовать наличие положительной истории участия в госзакупках. 3 месяца, год или на срок реализация контракта (обычно не более года). Без дополнительного обеспечения.

Законодательство

Регулирует порядок закупок у государственных и муниципальных органов недавно в очередной раз измененный закон №94 –ФЗ. Наверно, ни один из законов в российском правовом поле не изменяется так часто как он, поэтому Закон «О размещении заказов» необходимо изучать постоянно во избежание очередного изменения правил торгов непосредственно в момент оформления документов.

Кроме того, за эту сферу деятельности  отвечает 223-ФЗ, который регулирует коммерческие торги учреждений, автономных организаций, компаний с государственным участием и их дочерних юридических лиц, также проводимые на электронных площадках и с необходимым взносом.

Дополнительные требования можно найти в правилах торгов каждой электронной площадки. Так следует учитывать, что вознаграждение организатора может быть удержано из суммы взноса.

Видео: Секрет 100% одобрения

Как оформить тендерный займ

Чаще всего за финансированием нужно обращаться в то кредитное учреждение, которое обслуживает расчетный счет предполагаемого поставщика. Оно видит обороты и остатки по счетам, кредитует предприятие на инвестиционную деятельность и на оборотные средства, знает положение дел и добросовестность.

Оно с легкостью предоставит средств на обеспечение обязательств по госконтрактам. Но если, по каким-то причинам, обслуживающий банк не оказывает эти услуги, можно обратиться и к иным участникам финансового рынка.

При обращении в инвестиционные компании или микрофинансовые организации нужно понимать, что документов на оформление денежного обязательства потребуется меньше, сроки заключения договора на привлечения ресурсов будут существенно короче, но процентная ставка будет намного выше, чем у банка, имеющего лицензию.

Для всех кредиторов к  стандартному пакету документов добавится закупочная документация, правила торгов, в заявке на получение денег придется описать план выполнения обязательств.

Крупный банк предложит оформить возобновляемую или невозобновляемую кредитную линию, в рамках которой в течение года юридическое лицо сможет получить несколько кредитов на участие в различных тендерах. Залогом при этом послужит возможность получения средств от закупщика.

Существует три вида кредитов, связанных с участием в торгах на закупки у государственных компаний или органов:

  • на обеспечение заявки;
  • на исполнение контракта;
  • по госконтрактам.

На обеспечение заявки

Этот вид кредитования можно привлечь как в банке, так и в микрофинансовой организации.

Закон не требует специально определенного источника средств, поэтому привлечение денег на обеспечение заявки может быть осуществлено даже у юридического лица, которое не специализируется на выдаче денег в кредит, например у контрагента.

Размер взноса обычно составляет от 0,5 до 5% стоимости всего контракта, сумма должна быть перечислена на счет организатора торгов для допуска к конкурсу.

Программы кредитования на обеспечение заявки предлагают такие банки как:

Банк Сроки Процент Иные условия
Сбербанк Стандартный срок – до 3-х месяцев 12% Разовый платеж или возобновляемая кредитная линия
БинБанк До 90 дне 12-14% Без залога. До 3-х миллионов. Невозобновляемая кредитная линия.
БанкСкиб До 3-х месяцев 12% плюс комиссия 2% от сумм кредита До 2-х миллионов

На исполнение контракта

В данном случае денег у банка придется просить существенно больше. Кредит на исполнение госконтракта предполагает привлечение финансовых ресурсов, эквивалентных полной стоимости обязательства, например, по поставке мебели или разработке компьютерной программы.

Очевидно, что кредитное учреждение видит, из каких средств будет гарантированно погашен впоследствии кредит, поэтому процедура его согласования будет быстрее.

Сравнительная таблица предложений по условиям тендерных кредитов, которые предлагают такие банки, как:

Банк Сроки Процент Иные условия
Сбербанк Стандартный срок – до 3-х месяцев 12% Без дополнительного залога. Возобновляемая линия.
БинБанк До года 12-14% Без залога. До 3-х миллионов. Невозобновляемая кредитная линия.
БанкСкиб До года 18% плюс комиссия 2% от сумм кредита Выдается траншами

По госконтрактам

Дополнительные требования к кредитам по госконтрактам выдвигают не все финансовые учреждения, но некоторые имеют собственные правила, и иногда достаточно жесткие. Они выдвинут требования не только к поставщику, но и к принципалу, например, опыт в совершении закупок, чтобы избежать рисков неоплаты.

Гарантией возврата станет залог средств, которые должны поступить при исполнении обязательств.

Строго целевое назначение предполагает возможный контроль банка за направлением и использованием полученных ресурсов, например, путем открытия отдельного счета и согласование сотрудником банка всех платежных поручений по нему.

В Сбербанке

Крупнейший банк страны имеет свои программы помощи участникам конкурсов, проводимых в соответствие с 223-ФЗ и 94-ФЗ. Обратиться в его отделения может любое предприятие, даже не имеющее там расчетных счетов.

Конечно, для получения финансирования счет придется открыть.

Сбербанк может как разово профинансировать участие в одном тендере, так и открыть невозбновляемую линию на год, если компания планирует регулярное участие в госзакупках.

В связи с тем, что сроки предоставления обеспечения на торги сжатые, заявка будет рассмотрена очень быстро, от 3-х до 5-ти рабочих дней.

Сбербанк предлагает достаточно льготные условия финансирования. Он предложит сумму до 70% общей стоимости тендера или рефинансирует обязательства в другом банке. Будет установлен комфортный график погашения с возможностью его индивидуального пересмотра.

Банковская гарантия

Еще одним способом доказать добросовестность поставщика и снизить риски закупщика станет банковская гарантия. Для юридических лиц это один из наиболее популярных способов обеспечить свои обязательства не привлекая дополнительных ресурсов и уплачивая небольшую комиссию.

Гарантия не требует от банка реального выделения денег, они всего лишь резервируются. Предприятие уплачивает небольшой процент от  суммы гарантии.

Бухгалтерские проводки

Полученные займы и выданные гарантии подлежат отражению по счетам бухгалтерского учета. Перечисление обеспечительного взноса в пользу участника аукциона не является расходованием финансов компании, они не меняют форму собственности, учитываются как некий вариант задатка, так как собственных субсчетов бухучета для обеспечительных взносов нет.

Поэтому он будет учитываться на 76 дебетовом счете как учет средств по задатку, уплаченного в пользу покупателя. При возврате задатка поступившие деньги будут учтены на кредитовом 51 счете как расчеты по ранее перечисленному задатку, фактический возврат залогового платежа.

В случае если компания не заключила контракт, и средства были списаны с  нее в пользу организаторов, с 76 они переходят на счет «Прочие доходы и расходы».

Если же взнос перечислялся в пользу организатора торгов, то применяются иные проводки, суммы учитываются на 009 забалансовом счете  как платежное обеспечение.

Таким образом, можно подытожить – тендерный займ является удобным для всех сторон отношений, возникающих при проведении государственных закупок, способом снизить риски покупателя при невыполнении обязательств поставщиком. Легкость оформления, небольшие сроки и проценты делают этот инструмент не только широко используемым, но и предполагают его дальнейшее развитие.