Кто такой управляющий при банкротстве

В современных условиях услышать факт того, что предприятие объявило себя несостоятельным не такая уже и редкость.  Другое дело, что не все знают, что такой процесс достаточно трудный, требует сил, времени и финансов. Но зато предоставляет возможность  многим субъектам хозяйственной деятельности получить некоторую помощь в рассрочке, рефинансировании и реструктуризации своего долга. И непосредственные функции по помощи в решение возникшего конфликта между заемщиком и кредитором возложены непосредственно на временного управляющего, о котором и пойдет речь далее.

Что это такое

Если говорить о назначении такого человека, то обязательно необходимо для начала рассмотреть что такое процедура банкротства и когда она может быть открыта. И для начала определимся, кто из субъектов может претендовать на то, чтобы подать исковое заявление о просьбе признать его несостоятельным.

Стать финансово несостоятельным может не каждое коммерческое предприятие, которое имеет долги. Необходимо соответствовать  требованиям, прописанным законодательно. Кстати, данную процедуру регламентирует ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)».

И далее более подробно о таких требованиях.

Требования, которые должны быть выполнены при открытии дела:

  • Иметь общую сумму задолженности, которая будет превышать 300 тыс. рублей. При этом считается общая совокупность всех долгов, а не сумма по одному займу;
  • Платежи со стороны должника должны не осуществляться в течение последних трех месяцев;
  • Есть задержки по невыплате заработной платы сотрудников, находящихся в штате компании.

Для того, чтобы процедура была начата и назначен помощник, необходимо, чтобы кто-то подал соответствующее заявление в Арбитражный суд (только он имеет полномочия рассматривать такие дела).

Субъекты, которые могут подать заявление в суд:

  • Само юридическое лицо, испытывающее финансовые трудности и желающее получить специальный статус;
  • Кредитор, перед которым и есть существенная задолженность;
  • Орган государственной власти;
  • Работник предприятия, перед которым существует задолженность по невыплате заработной платы

Если говорить о самой компании, то она обязана строго по закону в течение месяца со дня, когда были обнаружены признаки несостоятельности (перечислены ранее), подать соответствующее прошение. Другие субъекты не ограничены по срокам.

Стадии несостоятельности

Итак, сама процедура начинается тогда, когда один из субъектов отношений, в которых возникли спорные моменты по поводу погашения, задолженности подаст в Арбитражный суд. Обычно дело инициируется или кредитором или самим предприятием.

Самый главный документ – это заявление, в котором необходимо четко и ясно указать все причины данного обращения с предоставлением ряда дополнительных документов.

Дополнительные документы:

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Весь комплект учредительных документов;
  • Все регистрационные свидетельства, которые подтверждают факт того, что фирма стоит на учете во всех фондах и налоговой инспекции;
  • Штатное расписание, где указаны все оклады и существующие в штате должности;
  • Вся отчетная документация, включая бухгалтерскую и налоговую, за период не менее 5-ти лет;
  • Документы, которые смогут предоставить данные о всей имеющейся задолженности.
  • Все документы с банков, которые свидетельствуют о состоянии расчетных счетов фирмы.

Когда весь пакет будет принят, то соответственно в случае положительного решения и будет назначен временный управляющий, который должен сопровождать фирму почти на всех стадиях признания несостоятельности.

Стадии, которые уже проходит предприятие в случае положительного решения Арбитражного суда:

  1. Анализ ликвидности и платежеспособности. На этой стадии необходимо проверить всю отчетность, первичную документацию, выписки счетов, договора с контрагентами и т.д., чтобы определить реальную картину финансового состояния. Выявить факт мошенничества, если он есть. Или понять, какие ресурсы и резервы есть для того, чтобы погасить кредиты;
  2. Стадия наблюдения. На этой стадии уже происходит ограничение функций и полномочий руководящего аппарата самой компании, но при этом сам сотрудник еще не начинает активное вмешательство в деятельность. Здесь проводиться своего рода наблюдения за деятельности, чтобы понять, что происходит не так, проводиться SWOT-анализ. Для этого этапа отведён срок не более 7 месяцев;
  3. Оздоровление. Это одна из главных стадий, когда назначенный администратор разрабатывает комплекс мероприятий по улучшению деятельности и помогает их реализовывать в реальность. По-другому это еще называется санация, когда компанию пытаются вернуть к жизнедеятельности. Продолжительность не может быть более 2-х лет;
  4. Внешнее управление. Здесь уже руководство предприятия вообще теряет свои полномочия, а назначается внешний администратор, а устраняется временный. Хотя по суду это может быть один человек. Здесь весь процесс управления передаётся на сторону. Длиться около года;
  5. Конкурсное воспроизводство. Последний этап, когда никакие меры не помогли восстановить платежеспособность и придётся только продавать имущество и погашать долги.

Таким образом, на вопрос а какую процедуру банкротства проводит временный управляющий, такой ответ: точно наблюдение и оздоровление, также может быть задействованным в внешнем управлении.

Временный управляющий при банкротстве: кто это?

Временный управляющий  при банкротстве – это лицо, которое назначается по решению Арбитражного суда юридическому лицу, имеющего проблемы с погашением своей кредиторской задолженности. При этом есть специальный реестр таких сотрудников, из перечня которых и выбирается человек.

Таким образом, ответ на вопрос, а кто назначает такого администратора в деле единственный – суд, и никто другой.

Другое дело, что на практике, а также в нормах действующего законодательства, есть некоторые проблемные нюансы.

Проблемы, связанные с назначением:

  1. Такого сотрудника не может выбирать сам должник и не может об этом подавать ходатайство;
  2. Предлагать кандидатуры может сам кредитор, который и стал инициатором подачи искового заявления на проблемного должника.

Такие проблемы способствуют тому, что назначенный судом компетентный профессионал может быть заинтересован в том, чтобы всякими путями удовлетворить запросы самого кредитора, и уже в последнюю очередь помочь самому юридическому лицу. И это коллизия в законодательстве должна быть решена.

Данный человек должен быть назначен в течение трех дней после того, как было принято само заявление и  открыто дело. При этом сам работник, который будет разбираться в тонкостях сложившейся ситуации, должен соответствовать определенным требованиям.

Требования:

  • Иметь специальное профильное высшее образование, то есть быть компетентным в вопросе финансов;
  • Иметь обязательный опыт в управлении любым юридическим лицом, стаж при этом должен быть не менее 2-х лет;
  • Пройти ста жировку в данной области не менее двух лет;
  • Не иметь судимости

Еще одним из критериев, который обычно указывается в требованиях, — это не заангажированность и отсутствие заинтересованности. Но данный критерий настолько трудно соблюсти. То же самое трудно проконтролировать и различного рода стимулы , которые могут поступать от кредитора.

Видео: Правила вознаграждения

Функции, права и обязанности

Если говорить о назначения, то необходимо упомянуть и права, которыми обладает такой финансовый помощник.

Права и обязанности:

  • Провести полную оценку платежеспособности предприятия, выявив его реальные активы;
  • Проверить факт умышленной несостоятельности, которое было объявлено в результате мошеннических действий;
  • Сделать все, для того чтобы выявить возможные резервы и способы погашения кредиторской задолженности, в том числе и за счет реализации существующего имущества;
  • Составить полный реестр кредиторов, перед которыми необходимо будет погасить обязательства;
  • Составить программу по возможному восстановлению платежеспособности и нормального функционирования предприятия, которое может помочь ему продолжить свою коммерческую деятельность;
  • Сделать полный отчет о проделанной работе и предложенных мероприятиях с оглашением его на совете кредиторов.

Кстати, по тому же закону, по решению суда, может назначаться заместитель, но только тогда, когда главный помощник не может выполнять свои обязанности по уважительным причинам, например, болезни.

Также есть ситуации, когда полномочия такого компетентного работника прекращаются и в дело вступают другие субъекты.

Случаи, когда прекращаются полномочия:

  1. Когда назначается внешний администратор на стадии внешнего управления;
  2. Назначение конкурсного руководителя, когда уже субъект признан несостоятельным и начинается стадия конкурсного воспроизводства, то есть продажи имущества с «молотка» и погашения за счет вырученных средств всех долгов.

Кто оплачивает услуги такого рода? В каждом конкретном случае она разная, все зависит от сложности дела, суммы задолженности. Но, как правило, это процент, который получает сотрудник в случае погашения задолженности заемщиком.

Другой вопрос, кто платить за все это? Здесь все в индивидуальном порядке, такие расходы могут быть стянуть с самого юр.лица, а могут по соглашению кредитора оплачены с части погашенной задолженности.

Таким образом, несостоятельность – это достаточно трудная и продолжительная процедура, которая может растянуться на года. И при этом никто не спишет и не простит фирме долг, просто могут частично списать проценты, частично реструктуризировать, рефинансировать и т.д. Но итог во многом зависит от временного управляющего, задачей которого является сделать все, чтобы платежеспособность была восстановлена и долги погашены, особенно в случаях, когда имущества не достаточно для погашения кредита.